Советы учащимся
Возможно ли учение без мучения?
День среднестатистического школьника
начинается словами: «А-а-а... Не хочу в эту ... школу», а заканчивается фразой:
«До выходных (каникул) еще два (три, четыре, пять) дня (недель, месяцев)» -
нужное подчеркнуть.
Естественно, школа - не курорт, но
когда она начинает казаться тебе каторгой... стоит задуматься, а что можно
сделать? Ведь большинство проблем себе создаем мы сами, как бы печально это ни
звучало. Но раз создаем сами - можем сами и решить. Итак, что же нужно сделать,
чтобы учение не становилось мучением?
1. Научись настраиваться на хорошее. То есть,
лучше представлять, как ты занимаешься несложным (и потому любимым) трудом,
пишешь записочки своей обоже, сидящей через парту, чем как страдаешь на
контрольной по алгебре и мучительно ковыряешься в своих мозгах. Позитив в
мыслях - вообще лучшая штука от хандры и неуверенности в себе.
2. Распланируй свой день. О, нет! Планировка -
вовсе не обязательно толстенный ежедневник с исписанными страничками или листок
у изголовья кровати, где все обозначено поминутно. Просто прикинь, сколько
примерно часов тебе надо на ненавистную домашнюю работу, сколько останется на
отдых, включающий в себя зависание в чатах и форумах, прогулки, просмотр горячо
любимых MTV и Муз-ТВ.
3. Научись… ложиться спать. Чаще всего школьники
жалуются на школу из-за колоссального «недосыпа», но никто не говорит, что же
помешало им выспаться. Идея проста, как табурет - хочешь больше спать, ложись
раньше. Понятное дело, когда эта огромная гора уроков не отпускает тебя в
объятия Морфея (хотя тут тоже можно поспорить - не стоит оставлять уроки на
позднюю ночь, см. п. 2). Но ведь чаще всего находятся другие причины? Ах, South
Park идет, клевый мульт, пропускать не хочу… или интересный собеседник в ICQ -
давай еще поболтаем… или подруге надо позвонить, или, или… Большинство «важных»
дел можно перенести на другой день или вообще отменить. А вставать будет
значительно легче.
4. Не воспринимай учителей как врагов. Они тоже
люди, да-да! И многие из них - очень даже неплохие. А вот если ты заранее предвзято
относишься к преподавателям, ждешь от них подвоха и при каждом замечании
смотришь на них прищуренными недоверчивыми глазами, они начинают реагировать
соответственно. Я уж и не говорю о прекрасной перспективе проводить день за
днем «в тылу врага», который ты выдумываешь себе сам.
5. Не откладывай ничего на «когда-нибудь, но только не
сейчас». Если постоянно себе говорить: «А сочинение я напишу завтра. Нет,
послезавтра. А, у меня все равно крайний срок - суббота. В пятницу напишу…», то
рано или поздно накопится такое количество работы, что выполнить за один день
ее будет действительно нереально. И ты ее не выполнишь. И получишь заслуженного
«лебедя» напротив своей фамилии в журнале. А это точно не обрадует тебя, к тому
же появится «хвост», который надо будет подтягивать. Если ты и это будешь
откладывать на завтра, то к концу четверти рискуешь провести несколько дней в
постоянной погоне за учителями с криками «Ну примите!», «Я принес доклад!», «А
что мне еще принести?» и т.д.
Ну и последнее, и едва ли не самое главное:
6. Отдыхай! Не надо воспринимать учебу как бесконечный страшный марафон,
который прерывается лишь на время каникул. Если будешь круглосуточно думать
только об «этой чертовой контрольной», «дуре-математичке» и тому подобным
ужасам, не то, что учиться - жить не захочется! В свободное время занимайся
любимыми делами, расслабляйся и помни - школа придумана, чтобы легче было
усваивать знания, а не чтобы отравить жизнь всем подросткам мира.
Удачи в учебе, и не только!
Учись пользоваться своей памятью. Советы школьникам от психологов
1) ЗАКОН ОСМЫСЛЕНИЯ – самый простой, но
и самый важный. Люди плохо запоминают прочитанное потому, что «они слишком мало
думают сами», считал немецкий писатель Георг Лихтенберг. Чем глубже вы
осмыслите запоминаемое, тем прочнее, легче и подробнее оно сохранится у вас в
памяти.
2) ЗАКОН ИНТЕРЕСА. «Чтобы переварить знания,
нужно поглощать их с аппетитом», - писал Анатоль Франс. Интересное запоминается
легко, ведь мы не тратим на это специальных усилий, - включается непроизвольное
запоминание.
3) ЗАКОН ПРЕДЫДУЩИХ ЗНАНИЙ. Чем больше
у вас знаний по определенной теме, тем легче запоминается новое. Каждый,
наверное, замечал за собой: берешь в руки книгу, которую читал когда-то давно,
а читаешь ее, как впервые. Значит, в первый раз недоставало опыта и информации
по этой теме, а теперь знания накопились. И вот в процессе чтения образуются
связи между знаниями накопленными и новыми – идет запоминание.
4) ЗАКОН ГОТОВНОСТИ К ЗАПОМИНАНИЮ. На
получение какой информации вы настраиваетесь – такую и получите из текста. То
же относится к установке на время. Запоминая надолго, вы запомните эту
информацию в любом случае лучше, чем запоминая на короткое время.
5) ЗАКОН АССОЦИАЦИИ описал еще в IV в.
до н.э. Аристотель. Представления, возникшие одновременно, вызывают друг друга
из памяти по ассоциации. Например, обстановка комнаты вызывает воспоминания о
событиях, которые в ней произошли (или о содержании того, что вы, находясь в
ней, прочли – а это вам и надо).
6) ЗАКОН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ. Алфавит
легко произнести в обычном порядке и трудно в противоположном. Представления,
заученные друг за другом, при воспоминании вызывают друг друга по порядку.
7) ЗАКОН СИЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Чем
больше первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ. Чем больше каналов,
по которым идет информация, тем прочнее она удержится в памяти. Отсюда задача –
всеми средствами усилить первоначальное впечатление от запоминаемого.
8) ЗАКОН ТОРМОЖЕНИЯ. Всякое последующее
запоминание тормозит предыдущее. Заученная вами информация должна «отстояться»,
прежде чем вы можете приниматься за новую. Лучший способ забыть только что
запомненное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал.
Отсюда рекомендации для школьников – не учить физику после математики, литературу после истории, стихи учить перед сном.
Как поладить с учителем. 5 важных заповедей
Учителя - это люди,
каждый день дающие тебе новые знания. Если ты учишься в первом, втором или
третьем классе, у тебя только одна учительница, потом, в более старших классах
их будет несколько - каждый из предметов будут вести разные преподаватели.
За школьную жизнь
ты встретишь немало учителей, и все они будут очень разными. Одних ты будешь
уважать и любить за их знания, справедливость и доброжелательность, другие
будут казаться тебе занудами и злюками.
Именно от учителей
во многом зависит, будешь ли ты идти на уроки с радостью или же через силу,
словно на каторгу. Поэтому отношения с преподавателями лучше не портить. Тебе
не нужно становиться "зубрилкой" и занудой, чтобы понравиться
учителю. Обычно таких ребят преподаватели не очень жалуют, потому что
"зубрилки" дальше учебника ничего не видят, и с ними просто скучно.
Какое впечатление
ты производишь на свою учительницу? Если хорошее, то она будет относиться к
тебе соответственно. Чтобы наилучшим образом зарекомендовать себя в глазах
учителя, придерживайся следующих правил:
1. Не отвлекайся на уроке.
Недопустимо болтать
с соседом по парте или читать журнал в то время, когда учительница объясняет
новую тему. Она может расценить такое поведение как неуважение. Если ты потом
будешь жаловаться, что ничего не понял(а) из нового материала, то учитель
всегда может ответить: "А не нужно было заниматься посторонними делами на
уроке!" После этого подходить к ней с просьбой о помощи, мягко говоря, неловко.
И сложная тема рискует остаться для тебя непостижимой. А не вникнешь в нее, не
поймешь и все остальное.
Помни, что ты
ходишь в школу не развлекаться, а получать знания. Твое серьезное
отношение к учебе убедит учительницу, что ты не легкомысленный ребенок, а ответственный
ученик, который стремится к знаниям.
2. Не нужно бояться лишний раз
обратиться за помощью к учителю, если ты что-либо не понял(а) из ее объяснений.
Но сначала попробуй
разобраться сам(а), ведь запомнить собственное открытие намного проще, чем
слова учителя. если ты не понял(а) тему в целом, возможно, разобраться в ней
тебе помогут практические упражнения. Почитай еще раз правило и попробуй сам(а)
выполнить задание. Можешь именно на этом этапе прибегнуть к помощи учительницы.
На конкретном примере новый материал станет понятнее.
Не стоит требовать,
чтобы она занималась исключительно с тобой на уроке, ведь ты не один(одна) в
классе, лучше подойти к учительнице после урока и попроси объяснить то, что
тебе непонятно.
Учитель - не
милиционер, который только и думает, как бы подловить тебя на какой-нибудь
оплошности и строго наказать, и незачем бояться лишний раз обратиться к нему за
помощью. Твой интерес к учебе и твои хорошие оценки являются для
преподавателя лучшей наградой - это значит, что его усилия вложить в учеников знания
не пропали даром.
3. Не обманывай доверие.
Например, представь
такую ситуацию: ты обратился(лась) к учительнице с просьбой объяснить трудное
правило или сложную задачу. Она согласилась помочь тебе, но только не на
перемене, а после уроков. Но после того как прозвенел звонок с последнего
урока, ты понял(а), что задерживаться в школе тебе ужасно не хочется, к тому же
скоро по телевизору начнутся мультики, и, слившись с толпой ребят, незаметно
выскальзываешь из класса. Не жди, что после этого случая учительница будет
хорошо к тебе относиться, ведь она согласилась пожертвовать своим личным
временем, чтобы помочь тебе, а ты даже не предупредив ее, сбежал(а) домой.
Когда ты в
следующий раз обратишься к ней за помощью, она скорее всего скажет, что у нее
нет времени заниматься с тобой индивидуально. Раз обманув учительницу, ты
рискуешь надолго испортить с ней отношения.
Еще бывает, что
некоторые ребята, не выучив урок, выдумывают в оправдание своей лени различные
уважительные причины: то у них болела голова, то пожар в квартире был, то
потоп, то инопланетяне приземлились на балконе. Не стоит злоупотреблять
добротой любимой учительницы: обман рано или поздно раскроется, и доверие будет
потеряно. И даже если потом ты будешь говорить правду, тебе не поверят.
4. Веди себя так, как полагается в школе.
Не срывай занятий и
не сбегай с уроков. Учительница может расценить это как объявление войны,
и тогда держись!
Некоторые плохие
поступки учеников преподавательница может принять на свой счет. Она не
догадается, что ты не осталась подежурить из-за любимых мультиков по
телевизору, а подумает, что ее слова не имеют значения для тебя. Это усложнит
твою школьную жизнь.
5. Пойми, что учитель - тоже человек.
Иногда тебе следует
вспомнить, что учительница - тоже чья-нибудь мама или бабушка, и в её жизни
тоже может быть много трудностей и проблем. И хотя она - терпеливая и сильная,
не стоит доставлять ей лишние неприятности. Не веди себя на уроках так, как будто
специально испытываешь её терпение. Отнесись с пониманием к её трудной работе.
Представь, что у
учительницы тоже может болеть голова: как, например, у твоей мамы. Но она не
может отменить из-за этого урок, а тут еще ты шумишь и нарушаешь дисциплину. Своим
неподобающим поведением ты рискуешь вызвать гнев и недовольство учительницы,
которая в данный момент и без твоего вмешательства чувствует себя не очень
хорошо. В некоторых случаях очень важно не нарываться на грубость и понимать
учительницу как близкого человека.
Потерять уважение и доверие
легко, а вот вернуть - намного сложнее.
Иногда на это
требуются годы, и поэтому, прежде чем сделать что-то, что может спровоцировать
ссору с учительницей, подумай: дорожишь ли ты ее добрым расположением и
доверием?
В случаях, когда ты
все-таки каким-то образом испортил(а) отношения с учительницей, нужно срочно
искать выход из этого неприятного положения, пока вражда не затянулась - потом
исправить ситуацию будет намного труднее. Никогда не поздно извиниться за свой
поступок или объяснить, почему ты не выполнил(а) какое-либо задание, но чем
раньше ты это сделаешь, тем лучше. Твое объяснение если и не искупит плохого
поступка, то хотя бы сгладит неприятное впечатление от него. Другой путь -
очень долгий: хорошим поведением, успехами в учебе ты сможешь доказать
учительнице, что ты не обманщик(ца) и не лентяй(ка).
Пойми, что УЧИТЕЛЯ - НЕ ВРАГИ, в
задачу которых входит мучить тебя,
а ДРУЗЬЯ, готовые всегда прийти тебе на помощь
в трудной ситуации.